Урок рефлексии

Технологическая карта урока

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РЕФЛЕКСИИ
Учебный предмет: ОРКСЭ
Тема урока: Добро в современном мире
Тип урока: урок рефлексии
Цели урока:
Деятельностная цель: формирование у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их приин, построение и реализация проекта выхода из затруднений).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Этап мотивации

 

Цель: создание  условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

Применяет прием «Удивляй!»
Загадывает загадку:
«Что человека оживляет, а что убивает?»
Верный ответ: «Добро»
Следовательно, тема урока «Добро».
Какова цель, которую мы должны поставить перед собой? Какие вопросы, связанные с такой темой возникают?
Все ответы фиксируются на доске

 

Дают предположительные ответы

 

 

Ставят цель, задают вопросы.

Регулятивные УД

Целеполагание как постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

2. Этап актуализации 

Цель: организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов

Применяет прием «Облака мыслей» или «Индуктор».

Все ассоциации, мысли и предположения высказываются вслух
Группа экспертов фиксирует все ответы

Коммуникативные УД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Личностные УД
формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств

3. Этап локализации индивидуальных затруднений

Цель: уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке

Применяет прием «Сводная таблица»

В группах учащиеся создают свое представление о структуре добра с помощью раздаточного материала (выявляют иерархию нравственных качеств человека)

Регулятивные УД

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции 

Цель: выбор способа и средств коррекции выявленных затруднений

Представляет эталонную структуру добра, сравнивает нравственные категории добра и зла

Сравнивают свои построения с предложенным эталоном

Познавательные УД

поиск и выделение информации;

умение структурировать знания;

5. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений 

 

Постановка личных целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств её реализации

Применяет прием «Ромб ассоциаций», объясняет основные требования

На протяжении урока заполняют «Ромб ассоциаций», включая положительные и отрицательные наблюдения, записывая цитаты и собственные размышления

 

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи

Цель: организация обсуждения типовых затруднений

Применяет прием «Перекрестная дискуссия»

Выдвигают свои тезисы в пользу добра или зла при ответе на вопрос: «Можно ли быть успешным, следуя вектору добра?»
Эксперты делают выводы.

Личностные УД
формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств
Коммуникативные УД
умение слушать и вступать в диалог;  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов;
управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации;

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой 

Цель: провести самопроверку по  эталону, фиксировать результаты

Применяет прием «З-Х-У»

Заполняют таблицу с учетом полученных знаний

Регулятивные УД
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные УД
умение структурировать знания;

умение применения знаково-символических действий, включая моделирование;

построение логической цепи рассуждений

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного

Применяет прием «Личностный текст»
Учащимся предлагается, опираясь на записи в «Ромбе ассоциаций» продолжить начало текста: «Однажды в дверь постучали. Я открыл дверь и увидел человека, который умолял его спрятать, поскольку за ним гонится разбойник. Конечно, я ему помог. Но не прошло и трех минут, в дверь снова постучали, это был тот самый разбойник, он задал мне один-единственный вопрос: «Где тот, кого ты спрятал?» Я…»
Поднимается проблема большего и меньшего зла. Обманывать нельзя, однако, если сказать правду, то в этом случае можно быть причиной свершившегося преступления.

Заканчивают текст.
Обсуждают и обосновывают свой выбор.

Личностные УД
личностное самоопределение на основе выработки ценностных ориентаций

9. Этап рефлексии деятельности на уроке

Цель: оценивание собственной деятельности на уроке

Предлагает обсуждение тех способов действий, которые помогли справиться с затруднениями.
Применяет приемы «Телеграмма»
«Диаманта» – Добро-Зло

Активно участвуют в диалоге с учителем и друг другом.
Заполняют открытки – телеграммы пожеланиями, связанными с темой урока и передают товарищу.

Познавательные УД
умение структурировать знания;
умение адекватно передавать содержание текста;
анализ объектов с целью выделения признаков;
классификация объектов;
установление  причинно-следственных связей.