УРОК _ХИМИИ
ТЕМА_«Основные классы соединений»
КЛАСС _8
ВИД И ТИП УРОКА: УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Учебник О.С. Габриелян «Химия. 8 класс.», М., Дрофа, 2010.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: тексты заданий для проведения контрольной работы; вспомогательные алгоритмы, эталон контрольной работы, алгоритм исправления ошибок школьниками, система заданий для коррекции ошибок, задания, аналогичные к/р для выборочного выполнения школьниками, дополнительные задания для учащихся, которые без ошибок справились с работой – для проведения урока по анализу к/р.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ УРОКА
Деятельностная цель: Формирование мотивации образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода для контроля уровня усвоения материала по теме «Основные классы соединений». Формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Развивающая цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Формы работы учащихся:
№ п/п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1 |
Мотивация к контрольно-коррекционной деятельности. Продолжительность 2-3 минуты. |
Применяет прием «До-после», в ходе которого школьники сами формулируют цель урока, создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно- коррекционную деятельность («хочу»), актуализирует требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности («надо»). Устанавливает тематические рамки и создает основу контрольно-коррекционных действий «могу». Организовывает повторение контролируемых способов действий, сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу. |
Принимают участие в диалоге с учителем, задают вопросы. |
Регулятивные |
2 |
Контроль и самопроверка знаний. Продолжительность 37-42 минуты. |
Организует индивидуальную деятельность учащихся (написание контрольной работы). |
Индивидуальная работа. (Приложение 1). Проверяют свою работу по эталону (Приложение 2.). |
Регулятивные |
3 |
Локализация индивидуальных затруднений. Продолжительность – 6-8 минут. |
Применяет прием «З-Х-У», организует мотивирование учащихся к коррекционной деятельности. |
Определяют цель урока. |
Познавательные |
4 |
Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений. Продолжительность: 10-12 минут. |
Применяет прием «Связующие Алгоритмы», организует процесс обсуждения учащимися целей коррекции, а также помогает выбрать необходимые средства и способы их достижения (Приложение 4) . |
Формулируют индивидуальные цели и алгоритм коррекционных действий. |
Регулятивные |
5 |
Реализация построенного проекта. Продолжительность 7-8 минут. |
Применяет прием «Мудрые совы», организует выполнение учащимися самостоятельной работы. |
Коррекция учащимися своих ошибок (работа с эталоном) в контрольной работе и применение соответствующих способов действий. Выполняют самостоятельную работу. |
Регулятивные |
6 |
Обобщение затруднений во внешней речи |
Применяет прием «Хочу спросить». Организует обсуждение типовых затруднений. |
Задают вопросы, участвуют в выявлении типичных ошибок. |
Коммуникативные |
7 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Применяет прием «Райтинг», Организует выполнение учащимися самостоятельной работы. |
Выполняют самостоятельную работу. |
Регулятивные |
8 |
Включение в систему знаний и повторения. Продолжительность 5-7 минут |
Применяет прием «Мысли во времени», организует применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного материала и подготовка к изучению следующих разделов курса. |
В течение 1 минуты учащиеся записывать свои мысли, которые "приходят в голову" и связаны со словом «Ошибка». |
Регулятивные |
9 |
Рефлексия. |
Применяет прием «Рюкзак». Проговаривает механизм деятельности по контролю. |
Принимают участие в игре, продолжая фразу «Я на уроке…» и передавая по цепочке импровизированный «рюкзак». |
Познавательные |
Приложение 1.
Контрольная работа по теме
«Соединения химических элементов»
1. Из перечня формул выпишите отдельно формулы оксидов, оснований, кислот, солей и дайте им названия:
1 вариант – H2SO4, Na2O, CuSO4, KOH, SO3, H2S, Mg(OH)2, Al2(SO4)3, FeS, H2O, Fe(OH)3, HCl
2 вариант – Cr(OH)3, HNO3, MgCl2, LiOH, FeSO4, H2SO3, CO2, AgNO3, Na2O, HF, Fe2O3, Ca(OH)2
3 вариант– NaCl, Cu2O, Cu(OH)2, HNO2, Al2S3, H2, N2O5, Al(OH)3, FeO, BaSO4, AgOH, H2CO3.
Критерии оценки:
Правильно указаны оксиды – 1 б. Правильно указаны основания – 1б. Правильно указаны кислоты - 1б. Правильно указаны соли - 1б. |
Правильно названы все оксиды – 1 б. |
ИТОГО |
8 б. |
2. Укажите заряды ионов и степени окисления элементов в формулах веществ. Для гидроксидов (кислоты и основания) запишите формулы соответствующих им оксидов, а для соли – формулы гидроксидов.
1 вариант – CaCO3, Cr(OH)3, H2SO4
2 вариант – Mg(OH)2, H2CO3, Na2SO4
3 вариант – NaOH, HNO3, Ba(NO3)2.
Критерии оценки:
Правильно указаны заряды всех ионов - 1б. Правильно указаны степени окисления всех элементов – 1б. Правильно записаны формулы оксидов для гидроксидов – 1 б. Правильно записаны формулы гидроксидов для соли – 1 б. |
ИТОГО 4 б. |
3. Решите задачу. Ответ запиши с точностью до сотых.
1 вариант –Сколько граммов сахара и сколько граммов воды надо взять для приготовления 250 г 12% раствора?
2 вариант – К 100 г 30 %-го раствора сахара добавили 10 г сахара. Какова массовая доля сахара в полученном растворе?
3 вариант – К 200 г 10 %-го раствора сахара добавили 100 г воды. Какова массовая доля сахара в полученном растворе?
Критерии оценки:
Правильно записано условие задачи - 1б. Правильно записана формула для нахождения неизвестного – 1б. Правильно сделаны вычисления – 1 б. |
ИТОГО 3 б. |
Критерии оценки за контрольную работу
Количество баллов |
15-14 |
13-11 |
10-8 |
7-0 |
Оценка |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Рекомендации по проведению и проверке контрольной работы.
Контрольная работа представляется в четырёх вариантах. В каждом задании представлены критерии оценивания. Эти критерии необходимо заранее (перед началом работы) оговорить с учащимися. Ребята должны знать, какую оценку они могут получить и что для этого необходимо выполнить. Проверку контрольной работы можно организовать таким способом, чтобы учащиеся использовали другой цвет ручки. На этом этапе не предполагается выяснение причин своих ошибок и их исправление. Данный этап завершается фиксацией своих ошибок и выставлением самооценки и сдачей контрольной работы учителю. На этапе выполнения самостоятельной работы учащиеся выполняют аналогичные задания из другого варианта в контрольной работе.
Данный формат контрольных работ позволяет учителю провести поэлементный анализ качества знаний по предложенной теме с целью дальнейшей коррекции содержания и методов обучения.
Приложение 2.
Контрольная работа по теме
«Соединения химических элементов»
Эталонный вариант
1. Из перечня формул выпишите отдельно формулы оксидов, оснований, кислот, солей и дайте им названия:
1 вариант –
Оксиды |
Основания |
Кислоты |
Соли |
Na2O – оксид натрия |
KOH – гидроксид калия |
H2SO4 - серная |
CuSO4 – сульфат меди (II) |
2 вариант –
Оксиды |
Основания |
Кислоты |
Соли |
CO2 – оксид углерода (IV) |
Cr(OH)3 - гидроксид хрома(III) |
HNO3 - азотная |
MgCl2 – хлорид магния |
3 вариант–
Оксиды |
Основания |
Кислоты |
Соли |
Cu2O – оксид меди (II) |
Cu(OH)2 - гидроксид меди (II) |
HNO2 - азотистая |
NaCl - хлорид натрия |
2. Укажите заряды ионов и степени окисления элементов в формулах веществ. Для гидроксидов (кислоты и основания) запишите формулы соответствующих им оксидов, а для соли – формулы гидроксидов.
1 вариант – заряды ионов: Ca2+CO32-, Cr3+(OH)3-, H2+SO42-
степени окисления: Ca+2C+4O3-2, Cr3+(O-2H+1)3-, H2+1S+6O4-2
CaCO3→Ca(OH)2, Cr(OH)3 → Cr2O3, H2SO4→ SO3
H2CO3
2 вариант – заряды ионов: Na+2SO2-4, Mg2+ (OH) -2, H+2CO2-3
степени окисления: Na+12S+6O2-4, Mg2+ (O-2H+1)2, H+2C+4O2-3
Na2SO4→NaOH, Mg(OH)2 → MgO, H2CO3→ CO2
H2SO4
3 вариант – заряды ионов: Ba2+ (NO3) -2, Na+OH- , H+NO-3
степени окисления: Ba+2 (N+5O2-3) -2, Na+1 O-2H+1, H+1N+5O2-3
Ba(NO3) 2→Ba(OH)2, NaOH→ Na2O, HNO3→ N2O5
HNO3
3. Решите задачу.
1 вариант – Сколько граммов сахара и сколько граммов воды надо взять для приготовления 250 г 12% раствора?
Дано: Решение:
mр-ра= 250 г mр.в.= ω* mр-ра = 0,12*250 = 30 г
ω = 12% = 0,12 mр-ль = mр-ра - mр.в = 250 – 30 = 220 г
2 вариант – К 100 г 30 %-го раствора сахара добавили 10 г сахара. Какова массовая доля сахара в полученном растворе?
Дано: Решение:
m1 р-ра= 100 г m1р.в = ω1* m1 р-ра = 0,3 * 100 = 30 г
ω1 = 30% = 0,3
m р.в .= 10 г ω2= (m1р.в + m р.в )/ (m1 р-ра + m р.в ) = (30+10)/100+10 = 0,37
ω2 = x % Ответ: 37%
3 вариант – К 200 г 10 %-го раствора сахара добавили 100 г воды. Какова массовая доля сахара в полученном растворе?
Дано: Решение:
m1 р-ра= 200 г m1р.в = ω1* m1 р-ра = 0,1 * 200 = 20 г
ω1 = 10% = 0,1
m р-ль.= 100 г ω2= m1р.в / (m1 р-ра + m р-ль ) = 20/200+100= 0,07
Приложение 3.
Дополнительные задания
для учащихся, которые без ошибок справились с контрольной работой.
Вариант 1
Вариант 2.
Приложение 4.
Алгоритм исправления ошибок школьниками:
Приложение 5.
Алгоритм конструирования урока развивающего контроля.