Урок развивающего контроля

ПРИМЕР Урока развивающего контроля (химия)

УРОК _ХИМИИ
ТЕМА_«Основные классы соединений»
КЛАСС _8

ВИД   И   ТИП УРОКА: УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Учебник О.С. Габриелян «Химия. 8 класс.», М., Дрофа, 2010.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: тексты заданий для проведения контрольной работы; вспомогательные алгоритмы, эталон контрольной работы, алгоритм исправления ошибок школьниками, система заданий для  коррекции ошибок, задания, аналогичные к/р для выборочного выполнения школьниками, дополнительные задания для учащихся, которые без ошибок справились с работой – для проведения урока по анализу к/р. 

 

ОБЩИЕ ЦЕЛИ УРОКА
Деятельностная цель: Формирование  мотивации образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода для контроля уровня усвоения материала по теме «Основные классы соединений». Формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Развивающая цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Формы работы учащихся:

  1. Самостоятельная индивидуальная работа учащихся по выполнению контрольной работы, которая состоит из трёх заданий. Первое задание проверяет знание учащимися основных классов соединений и их названия. Второе – умение составлять формулы гидроксидов и оксидов по степени окисления элементов. Третье -  расчётные задачи. Это позволяет проверить не только уровень специальных умений и навыков, но и степень овладения общеобразовательными компетенциями (методологические, логические умения; сравнение, сопоставление объектов по предложенным основаниям работа с информацией, представленной в разных формах и др.).
  2. Самоконтроль  - эталонный вариант предлагается ученику для сравнения и самостоятельного оценивания собственного варианта. Для каждого задания прописаны критерии, по которым будет осуществляться контроль. Таким образом, учащиеся изначально владеют информацией о «стоимости» каждого задания и могут прогнозировать свою оценку за контрольную работу.
  3. Педагогический контроль – эталон находится у педагога.  Способность к самооценке формируется путём согласования с учителем результата, на основе ранее установленных критериев и рефлексивного анализа допущенных ошибок.

Структура урока .

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Мотивация к контрольно-коррекционной деятельности. Продолжительность 2-3 минуты.

Применяет прием «До-после», в ходе которого школьники сами формулируют цель урока, создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно- коррекционную деятельность («хочу»), актуализирует требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности  («надо»). Устанавливает тематические рамки и создает основу контрольно-коррекционных действий «могу». Организовывает повторение контролируемых способов действий, сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу.

Принимают участие в диалоге с учителем, задают вопросы.

Регулятивные
целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;
Познавательные
умение структурировать знания;
Коммуникативные
умение слушать и вступать в диалог;  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

2

Контроль и самопроверка знаний. Продолжительность 37-42 минуты.

Организует индивидуальную деятельность учащихся (написание контрольной работы).
Консультирует учащихся.

Индивидуальная  работа. (Приложение 1). Проверяют свою работу по эталону (Приложение 2.).

Регулятивные
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;
Познавательные
умение структурировать знания;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Личностные
формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

3

Локализация индивидуальных затруднений. Продолжительность – 6-8 минут.

Применяет прием «З-Х-У», организует мотивирование учащихся к коррекционной деятельности.
Анализирует правильность самопроверки учащимися своих работ.
Уточняет алгоритм и правила устранения ошибок.

Определяют цель урока.
Определяют места
ошибок.
Указывают способы действий.
Сравнивают с эталоном и выполняют задания творческого уровня.

Познавательные
действия постановки и решения проблем.
установление  причинно-следственных связей;

4

Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений. Продолжительность: 10-12 минут.

Применяет прием «Связующие Алгоритмы», организует процесс обсуждения учащимися целей коррекции, а также помогает выбрать необходимые средства и способы их достижения (Приложение 4) .

Формулируют индивидуальные цели и алгоритм коррекционных действий.
Выбирают способ и средство коррекции.

Регулятивные
постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

5

Реализация построенного проекта. Продолжительность 7-8 минут.

Применяет прием «Мудрые совы», организует выполнение учащимися самостоятельной работы.
Осуществляет знаковую фиксацию преодоления затруднений.

Коррекция учащимися своих ошибок (работа с эталоном) в контрольной работе и применение соответствующих способов действий. Выполняют самостоятельную работу.
Выполняют самопроверку.

Регулятивные
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Познавательные
формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

6

Обобщение затруднений во внешней речи
Продолжительность – 3-4 минуты

Применяет прием «Хочу спросить». Организует обсуждение типовых затруднений.
Проговаривает формулировки способов действий, которые вызвали затруднение.

Задают вопросы, участвуют в выявлении типичных ошибок.
Формулируют способы действий, которые вызвали затруднение.

Коммуникативные
умение слушать и вступать в диалог;  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Продолжительность – 7-10 минут

Применяет прием «Райтинг», Организует выполнение учащимися самостоятельной работы.
Осуществляет знаковую фиксацию преодоления затруднений.

Выполняют самостоятельную работу.
Выполняют самопроверку, выставляют себе оценку.
Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу (приложение 3.).

Регулятивные
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Познавательные
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;

8

Включение в систему знаний и повторения. Продолжительность 5-7 минут

Применяет прием «Мысли во времени», организует применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного материала и подготовка к изучению следующих разделов курса.

В течение 1 минуты учащиеся записывать свои мысли, которые "приходят в голову" и связаны со словом «Ошибка».

Регулятивные
Осуществление  констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Коммуникативные
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

9

Рефлексия.
Продолжительность – 3-5 минут

Применяет прием «Рюкзак». Проговаривает механизм деятельности по контролю. 
Ведёт диалог с учащимися, в ходе которого школьники сами формулируют цель последующей деятельности. Предлагает учащимся:
-зафиксировать степень соответствия поставленной цели контрольной деятельности  и её результатов;
- оценить полученные результаты собственной деятельности;
-при необходимости определить задание для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора)

Принимают участие в игре, продолжая фразу «Я на уроке…» и передавая по цепочке импровизированный «рюкзак».
Фиксируют  степень соответствия поставленной цели контрольной деятельности  и её результатов.
Оценивают полученные результаты собственной деятельности.
При необходимости определяют задание для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора).
Записывают домашнее задание.

Познавательные
рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия
Личностные
самоопределение на основе развития самосознания и мировоззрения


Приложение 1.
Контрольная работа по теме
«Соединения химических элементов»

1. Из перечня формул выпишите отдельно формулы оксидов, оснований, кислот, солей и дайте им названия:
1 вариантH2SO4, Na2O, CuSO4, KOH, SO3, H2S, Mg(OH)2, Al2(SO4)3, FeS, H2O, Fe(OH)3, HCl
2 вариантCr(OH)3, HNO3, MgCl2, LiOH, FeSO4, H2SO3, CO2, AgNO3, Na2O, HF, Fe2O3, Ca(OH)2
3 вариант– NaCl, Cu2O, Cu(OH)2, HNO2, Al2S3, H2, N2O5, Al(OH)3, FeO, BaSO4, AgOH, H2CO3.
Критерии  оценки:


Правильно указаны оксиды – 1 б.
Правильно указаны основания – 1б.
Правильно указаны кислоты - 1б.
Правильно указаны соли - 1б.

Правильно названы все оксиды – 1 б.
Правильно названы все основания – 1 б.
Правильно названы все кислоты – 1 б.
Правильно названы все соли – 1 б.

ИТОГО

8 б.

2. Укажите заряды ионов и степени окисления элементов в формулах веществ. Для гидроксидов (кислоты и основания) запишите формулы соответствующих им оксидов, а для соли – формулы гидроксидов.
1 вариант – CaCO3, Cr(OH)3, H2SO4
2 вариант – Mg(OH)2, H2CO3, Na2SO4
3 вариант – NaOH, HNO3, Ba(NO3)2.
Критерии  оценки:


Правильно указаны заряды всех ионов - 1б.
Правильно указаны степени окисления всех элементов – 1б.
Правильно записаны формулы оксидов для гидроксидов – 1 б.
Правильно записаны формулы гидроксидов для соли – 1 б.

ИТОГО          4 б.

3. Решите задачу. Ответ запиши с точностью до сотых.
1 вариантСколько граммов сахара и сколько граммов воды надо взять для приготовления 250 г 12% раствора?
2 вариант – К 100 г 30 %-го раствора  сахара добавили 10 г сахара. Какова массовая доля сахара в полученном растворе?
3 вариант – К 200 г 10 %-го раствора  сахара добавили 100 г воды. Какова массовая доля сахара в полученном растворе?
Критерии  оценки:


Правильно записано условие задачи - 1б.
Правильно записана формула для нахождения неизвестного  – 1б.
Правильно сделаны вычисления – 1 б.

ИТОГО          3 б.

Критерии оценки за контрольную работу


Количество баллов

15-14

13-11

10-8

7-0

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»


Рекомендации по проведению и проверке контрольной работы.
Контрольная работа представляется в четырёх вариантах. В каждом задании представлены критерии оценивания. Эти критерии необходимо заранее (перед началом работы) оговорить с учащимися. Ребята должны знать, какую оценку они могут получить и что для этого необходимо выполнить. Проверку контрольной работы можно организовать таким способом, чтобы учащиеся использовали другой цвет ручки. На этом этапе не предполагается  выяснение причин своих ошибок и их исправление. Данный этап завершается фиксацией своих ошибок и выставлением самооценки и сдачей контрольной работы учителю. На этапе  выполнения самостоятельной работы учащиеся выполняют аналогичные задания из другого варианта в контрольной работе.
Данный формат контрольных работ позволяет учителю провести поэлементный анализ качества знаний по предложенной теме с целью дальнейшей коррекции содержания и методов обучения.
Приложение 2.
Контрольная работа по теме
«Соединения химических элементов»
Эталонный вариант

1. Из перечня формул выпишите отдельно формулы оксидов, оснований, кислот, солей и дайте им названия:
1 вариант


Оксиды

Основания

Кислоты

Соли

Na2O – оксид натрия
SO3 -  оксид серы (VI)
H2O – оксид водорода

KOH – гидроксид калия
Fe(OH)3 – гидроксид железа (III)
Mg(OH)2 – гидроксид магния

H2SO4 - серная
H2S - сероводородная
HCl – соляная (хлороводородная)

CuSO4 – сульфат меди (II)
Al2(SO4)3 - сульфат алюминия
FeS – сульфид железа (II)

2 вариант


Оксиды

Основания

Кислоты

Соли

CO2 – оксид углерода (IV)
Na2O – оксид натрия
Fe2O3 – оксид железа (III)

Cr(OH)3 -  гидроксид хрома(III)
LiOH – гидроксид лития
Ca(OH)2 – гидроксид кальция

HNO3 -  азотная
H2SO3 - сернистая
HF - фтороводородная

MgCl2 – хлорид магния
FeSO4 – сульфат железа (II)
AgNO3 – нитрат серебра  (I)

3 вариант


Оксиды

Основания

Кислоты

Соли

Cu2O – оксид меди (II)
FeO  - оксид железа (II)
N2O5 – оксид азота (V)

Cu(OH)2  - гидроксид меди (II)
AgOH  -  гидроксид серебра (I)
Al(OH)3 – гидроксид алюминия

 HNO2 -  азотистая
H2CO3 -  угольная
H2SiO3 -  кремневая

NaCl - хлорид натрия
Al2S3 - сульфид алюминия
BaSO4 – сульфат бария

2. Укажите заряды ионов и степени окисления элементов в формулах веществ. Для гидроксидов (кислоты и основания) запишите формулы соответствующих им оксидов, а для соли – формулы гидроксидов.

1 вариантзаряды ионовCa2+CO32-, Cr3+(OH)3-, H2+SO42-
                               степени окисления: Ca+2C+4O3-2, Cr3+(O-2H+1)3-, H2+1S+6O4-2
                               CaCO3→Ca(OH)2, Cr(OH)3 → Cr2O3, H2SO4→ SO3
                                               H2CO3
2 вариантзаряды ионов:  Na+2SO2-4, Mg2+ (OH) -2, H+2CO2-3
                               степени окисления: Na+12S+6O2-4, Mg2+ (O-2H+1)2, H+2C+4O2-3
                               Na2SO4→NaOH,   Mg(OH)2 → MgO, H2CO3→ CO2
                                               H2SO4

3 вариантзаряды ионов:  Ba2+ (NO3) -2, Na+OH- , H+NO-3
                               степени окисления: Ba+2 (N+5O2-3) -2, Na+1 O-2H+1, H+1N+5O2-3
                               Ba(NO3) 2→Ba(OH)2,   NaOH→ Na2O, HNO3→ N2O5
                                                   HNO3

3. Решите задачу.
1 вариантСколько граммов сахара и сколько граммов воды надо взять для приготовления 250 г 12% раствора?

Дано:                                      Решение:
mр-ра= 250 г                            mр.в.= ω* mр-ра = 0,12*250 = 30 г
ω = 12% = 0,12            mр-ль = mр-ра - mр.в = 250 – 30 = 220 г
 



mр.в.= х г
mр-ль= у г                       Ответ: 30 г, 220 г

2 вариант – К 100 г 30 %-го раствора  сахара добавили 10 г сахара. Какова массовая доля сахара в полученном растворе?
Дано:                                      Решение:
m1 р-ра= 100 г        m1р.в  = ω1* m1 р-ра = 0,3 * 100 = 30 г
ω1 = 30% = 0,3                    
m р.в .= 10 г          ω2= (m1р.в + m р.в )/  (m1 р-ра + m р.в ) = (30+10)/100+10 = 0,37
                                               
ω2 = x %                        Ответ: 37%

3 вариант – К 200 г 10 %-го раствора  сахара добавили 100 г воды. Какова массовая доля сахара в полученном растворе?
Дано:                                      Решение:
m1 р-ра= 200 г        m1р.в  = ω1* m1 р-ра = 0,1 * 200 = 20 г
ω1 = 10% = 0,1
m р-ль.= 100 г       ω2= m1р.в /  (m1 р-ра + m р-ль ) = 20/200+100= 0,07

 



ω2 = x %              Ответ: 7%

Приложение 3.
Дополнительные задания
для учащихся, которые без ошибок справились с контрольной работой.
Вариант 1

  1. Составьте формулы следующих веществ: нитрита магния, бромида кальция,  фосфата стронция, оксида мышьяка (V), фосфата калия, гидроксида свинца (II), оксида кремния (II), бромной кислоты (правильно составлены все формулы - 8 б.).
  2. Заполните таблицу по образцу (правильно составлены все формулы - 9 б.):

 

  1. Смешали 200 г 40 %-го и 100 г 30 %-го растворов азотной кислоты. Определите массовую долю кислоты в полученном растворе (правильно записано условие задачи, правильно записана формула для нахождения неизвестного, правильно сделаны вычисления – 3 б.).

Вариант 2.

  1. Составьте формулы следующих веществ: нитрата кальция, фторида алюминия, карбоната лития, оксида мышьяка (III), сульфита натрия, гидроксида железа (II), оксида меди (II), хлорной кислоты (правильно составлены все формулы - 8 б.).
  2. Заполните таблицу по образцу (правильно составлены все формулы - 9 б.):

 

  1. Смешали два раствора гидроксида натрия: 120 г 5 %-го раствора и 130 г 15 %-го раствора. Рассчитайте массовую долю гидроксида натрия в полученном растворе (правильно записано условие задачи, правильно записана формула для нахождения неизвестного, правильно сделаны вычисления – 3 б.).

Приложение 4.
Алгоритм исправления ошибок школьниками:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 5.
Алгоритм конструирования урока развивающего контроля.

    1. Определить форму и процедуру проведения контрольной работы.
    2. Составить список знаний – понятий, алгоритмов, правил, способов действий и т.д., которые требуют контроля усвоения. Подобрать соответствующие эталоны.
    3. В соответствии с принципом минимакса подобрать задания для контрольной работы на применение перечисленных знаний.
    4. Составить контрольную работу.
    5. Подобрать задания для этапа самостоятельной работы с самопроверкой.
    6. Определить критерии оценивания контрольной работы и форму его представления учащимся.
    7. Подготовить образцы и эталоны для самопроверки.
    8. Определить способы организации самопроверки контрольной и самостоятельной работ.
    9. Продумать форму организации этапа мотивации.
    10. Продумать форму организации актуализации знаний.
    11. Продумать организацию работы с алгоритмом исправления и, при необходимости, составить диалог для его коррекции на уроке.
    12. Спроектировать деятельность учащихся, зафиксировавших отсутствие затруднений (подобрать задания более высокого уровня сложности, продумать способ их предъявления и проверки, продумать возможность их включения в консультационную работу и пр.)
    13. Продумать формы организации работы в классе на каждом этапе урока.
    14. Продумать форму организации этапа рефлексии.
    15. Сконструировать диалоги для организации коллективной работы на всех этапах урока.
    16. В случае организации  групповой работы, сформулировать задания и способы организации обратной связи по результатам работы групп.
    17. Подобрать задания для этапа повторения, продумать аргументацию выбора заданий.
    18. Составить технологическую карту урока.
    19. Провести анализ технологической карты. Внести корректировку.

Алгоритм подготовки урока развивающего контроля см. Приложение 5.