Урок общеметодологической направленности

Этап 4 ВКЛЮЧЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ

 

Этап 4

ВКЛЮЧЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ

 

Цель этапа

Приёмы

УУД

Целью данного этапа является формирование учебной деятельности на основе системы знаний об окружающей действительности.

Деятельность обучающихся:

  • выявление границ применимости системы знаний;
  • самостоятельное составление заданий по изученным темам раздела;
  • выводы о применимости знаний в окружающем мире и рекомендации по применению  знаний.

И закрепление учащимися  системы знаний через способы действий.

Деятельность обучающихся:

1)         самостоятельное выполнение заданий с опорой на систему знаний;

2)         обоснование способов действий с формулированием проблем.

Личностные:

--формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:

-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:

- внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные:

- выделение существенной информации,

- структурирование знания.

"Группировка"

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.

"Реклама"

Описание: учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5- 10 мин.Работу можно организовать в группе.

Пример. Создайте рекламу Серебряному веку Русской поэзии. Придумайте слоган таблице умножения.

"Своя опора"

Описание: универсальный приём, сворачивающий информацию. Автор приема преподаватель и разработчик ТРИЗ-методик из Ростова-на-Дону Сергей Сычев.

Формирует:


Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Конечно, этот прием уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление развернутого плана ответа (как на экзамене). Замечательно, если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не беда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга.


Пример.

Ученики обмениваются опорными конспектами и проговаривают тему по соседскому опорному конспекту.

"Шесть шляп"

Описание: рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке.

Формирует:

Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.

Пример.

Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.

Желтая шляпа – позитивные суждения.

Черная – отражает проблемы и трудности.

Красная – эмоциональные суждения без объяснений.

Зеленая – творческие суждения, предложения.

Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.

"Верю – не верю"

Описание: универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную дея¬тельность и логично перейти к изучению темы у

Пример.

Например, при изучении творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина можно составить такой список утверждений: 1. М.Е. Салтыков-Щедрин был счастливым человеком. 2. Салтыков – настоящая фамилия писателя. 3. Он родился в небогатой семье. 4. Получил прекрасное образование. 5. Его называли продолжателем Пушкина. 6. Ему не удалось сделать карьеру. 7. Был несчастлив в браке. 8. Имел много врагов. Причём, утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. В эту игру можно играть накануне знакомства с творчеством писателя. Домашнее задание заключается в том, чтобы подготовить сообщение об авторе, произведения которого мы будем изучать, используя электронные или бумажные носители информации. Главное, чтобы на уроке перед учеником лежал текст публицистического стиля, написанный от руки или напечатанный (Интернет тоже приветствуется). Выполняя домашнее задание, ребёнок обязательно проверит, в чём он оказался прав, выдвигая предположения в игре, а в чём ошибся, и посчитает свои «плюсы» и «минусы» урока.

"Кластеры  (смысловые блоки)"

Это способ графической организации материала. На чистом листе (классной доске) посередине написать ключевое слово или предложение, которое является ядром темы. Вокруг ключевого слова записать слова, предложения, выражающие основные идеи, факты, образы по данной теме. (Модель «Планета и спутники») По мере записи, слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В свою очередь у каждого «спутника» появляются свои «спутники», устанавливаются новые логические связи. Такую работу надо продолжать пока идеи не иссякнут. Разбивка на кластеры используется как на стадии вызова, так и на этапе рефлексии. После прочтения теста можно вернутся к кластеру и внести необходимые изменения или дополнения.

"Свои примеры"

Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.  Класс может быть разбит на группы и каждой свое задание

"Решение или составление кроссворда"

Ученики составляют или решают составленный кроссворд по теме.

"Тест"

Ученики решают тест по теме.

"Найди ошибку"

Учитель предлагает текст в котором нужно найти ошибки.

"Обычная контрольная работа"