Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1 этап. Мотивации. |
Цель этапа:
-Мотивировать к изучению темы;
-актуализировать знания;
- работать с понятием
«дружба». |
Беседа.
-Чтение стихотворения
Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть.
А закончились конфеты,
И друзей в помине нету.
За конфету каждый друг, так и рвёт её из рук.
Ну зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.
-Какой раздел мы изучаем?
-Вспомните, что же такое «дружба»?
- Объясните толкование этого слова?
-Кого можно назвать настоящим другом?
Поверка домашнего задания |
Высказывания детей
-Раздел учебника «Мы — друзья»
Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, на общих интересах
(толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)
- Кто не бросит в беде, кто придёт на помощь, окажется рядом в трудную минуту.
Выразительное чтение стихотворения М,Пляцковского «Настоящий друг»
|
Личностные.
-проявлять интерес к изучению темы
Коммуникативные:
- умение слушать
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации
Познавательные:
- умение строить речевое высказывание.
Регулятивные:
-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Предметные.
-выразительное чтение стихотворения |
2 этап. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
|
Цель этапа:
Научить:
- желание читать художественные произведения о дружбе.
- прогнозировать содержание произведения,
- работать с толковым словарём; |
-Ребята, наступила зима. Какие зимние игры вы любите?
- Вы любите играть в одиночку или с друзьями? Почему?
- Мальчик Котька, из рассказа Николая Носова «На горке», тоже любил кататься на коньках. Что с ним приключилось, мы узнаем, прочитав рассказ.
Учитель читает рассказ.
- Кто хочет поделиться своими впечатлениями?
- Назовите неизвестные слова или выражения в рассказе?
- Подумайте, если бы Н. Носов оставил рассказ без названия, как бы его можно было озаглавить?
- Придумайте в группе свое название? Объясните свой выбор. |
Беседа
Высказывания учащихся
Словарная работа
(дворницкая – помещение дворника для хранения инструментов и материалов)
Чтение рассказа учащимися.
Ответы детей
Групповая работа
Учащиеся вывешиваются на доску результаты работ, обосновывают свои ответы.
«Ленивый Котька», «Как Котька строил горку» «Трудолюбивые ребята» |
Личностные.
-оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
-планировать и выполнять задания в соответствии с целью.
Коммуникативные умения:
- адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания.
- умение договариваться, приходить к общему решению.
Предметные умения:
-работать с содержанием текста рассказа |
3 этап. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. |
Цель этапа:
Стимулировать:
-эмоционально ценностное отношение к героям художественного произведения;
Научить:
-определять главную мысль произведения и обосновывать своё мнение
- описывать характер героя;
-формулировать правила дружеских отношений; |
Работа над текстом рассказа.
- Назовите героя рассказа.
- Каким вы представляете себе Котьку?
(хитрый, глупый, трудолюбивый, честный, терпеливый, добрый)
Докажите отрывками из текста.
- Почему ребята рассердились на Котьку?
-Подберите интонацию и прочитайте по ролям диалог Котьки и ребят в эпизоде, когда ребята вернулись после обеда во двор.
- Что посоветуете сделать Котьке, чтобы подружиться с ребятами?
- Можно ли назвать Котьку настоящим другом?
- Какое открытие сделал для себя мальчик?
- Хотели бы вы, чтобы Котька был вашим другом?
- Какое чувство испытывает герой в конце
рассказа?
- Какова же главная мысль рассказа?
|
Котька Чижов
Учащиеся выбирают слова на доске для портрета Котьки:
ленивый, хитрый, весёлый, глупый, маленький, терпеливый, трудолюбивый, добрый, злой, вредный, честный
Он отказывался помогать, а ребята целый день строили горку.
Чтение учащихся отрывка по ролям.
Интонация у ребят - возмущения
Интонация у Котьки – оправдания
Извиниться перед ребятами, помогать в работе.
Нельзя, он ленился.
Помогать другим интересно и приятно
Ответы ребят
Дружная работы может приносить радость
Помогая другим, ты испытываешь радость от своей работы. |
Личностные.
-проявлять эмоционально - ценностное отношение к героям художественного произведения
Познавательные.
- определять тему
текста и обосновывать своё мнение;
Регулятивные.
- адекватно оценивать
результат выполнения
учебного задания.
Коммуникативные.
- адекватно взаимодействовать в паре
при выполнении учебного задания.
Предметные.
- читать текст
осознанно,
выразительно и без ошибок; |
Физкультминутка |
|
- Мы с вами на прошлом уроке познакомились со стихотворением М Пляцковского «Настоящий друг» Вспомним эту песню и кого можно назвать настоящим другом, а заодно и отдохнём. |
Выполняют танцевальные упражнения. |
|
4 этап. Этап включения изученного в систему знаний. |
Цель этапа:
Научить:
-ориентироваться в разных способах выполнения задания;
-использовать
приобретённые знания и умения
при выполнении задания;
-выполнять учебное
действие в соответствии с учебным заданием;
-представлять результат
своей деятельности.
- подбирать пословицы к содержанию текста; |
У вас на партах разрезанные пословицы.
- Соберите пословицы.
- Определите, какая пословица больше подходит к данному рассказу. Объясните.
Дружба заботой да подмогой крепка.
Делу время, а потехе час.
- Так что же значит дружить?
- Какое название придуманное ребятами более точно передает идею произведения?
|
Учащиеся собирают разрезанные пословицы
Работа в паре
Забота – внимание.
Подмога – помощь.
Толковый словарь
Дружить - это значит быть внимательным к людям и помогать им.
Учащиеся выбирают название и объясняют
|
Личностные.
-интерес и творческое отношение к созданию правил дружеских отношений
Познавательные.
- определять главную мысль текста и обосновывать своё мнение;
-подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.
Регулятивные.
- принятие и сохранение учебной задачи,
Коммуникативные.
- адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания.
Предметные.
- восстанавливать пословицы, объясняя их смысл |
5 этап. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
Цель этапа:
Научить:
-соотносить
полученный результат с поставленной целью;
- оценивать результат
своей деятельности;
- оценивать результат
учебной деятельности. |
- Что обобщили на уроке?
- Кто помог вам прийти к этому выводу?
- Что-то вам захотелось узнать?
- Оцените свою работу на уроке.
Д./З. Чтение по ролям. |
Дружить - это значит быть внимательным к людям и помогать им. Получать радость от совместной работы.
Автор.
Ребята и наши рассуждения.
Учитель.
Толковый словарь Ожегова.
Почитать книги Н.Носова
3 круга.
Красный – Я не справился с заданиями так, как хотел. Мне надо ещё поучиться.
Жёлтый - Я справился с заданиями хорошо, но мне помогали.
Зелёный - Я полностью справлялся с заданиями самостоятельно. |
Личностные умения:
— оценивать результат собственной деятельности.
Познавательные умения:
-определять языковые особенности произведения, передающие настроение, и обосновывать своё мнение;
Регулятивные умения:
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения:
— использовать речевые средства
для представления результата деятельности.
|
Этап |
Приёмы |
УУД |
1 этап. Мотивации. |
Цель этапа:
-Мотивировать к изучению темы;
-актуализировать знания;
-продолжить работать с понятием «дружба». |
- Побуждение
- Прием работы со словарём:
толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой
Погружение в урок.
Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть.
А закончились конфеты,
И друзей в помине нету.
За конфету каждый друг, так и рвёт её из рук.
Ну зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты. |
Личностные.
-проявлять интерес к изучению темы
Коммуникативные:
- умение слушать
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации
Познавательные:
- умение строить речевое высказывание.
Регулятивные:
-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Предметные.
-выразительное чтение стихотворения |
2 этап. Актуализации и пробного учебного действия. |
Цель этапа:
Научить:
- желание читать художественные произведения о дружбе.
- прогнозировать содержание произведения,
- работать с толковым словарём;
|
- Прием эмоционального воздействия текста на читателя (образец чтения учителя).
- Проблемная ситуация.
- Прием работы со словарём: толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой
|
Личностные.
-оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
-планировать и выполнять задания в соответствии с целью.
Коммуникативные умения:
- адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания.
- умение договариваться, приходить к общему решению.
Предметные умения:
-работать с содержанием текста рассказа |
3 этап. Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. |
Цель этапа:
Научить:
-ориентироваться в разных способах выполнения задания;
-использовать приобретённые знания и умения при выполнении задания;
-выполнять учебное действие в соответствии с учебным заданием;
-представлять результат своей деятельности.
- подбирать пословицы к содержанию текста; |
- Прием поиска детали, через которую формулируются вопросы для понимания идеи произведения.
- Осознанное выразительное чтение при размышлении над особенностями текста.
|
Личностные.
-проявлять эмоционально - ценностное
отношение к героям художественного произведения
Познавательные.
- определять тему текста и обосновывать своё мнение;
Регулятивные.
- адекватно оценивать результат выполнения
учебного задания.
Коммуникативные.
- адекватно взаимодействовать в паре и в группе
при выполнении учебного задания.
Предметные.
- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок; |
Физкультминутка |
|
- Приемы работы с несловесными средствами: мимикой, движениями, жестами.
|
|
4 этап. Включение в систему знаний и повторение. |
Цель этапа:
Научить:
-ориентироваться в разных способах выполнения задания;
-использовать
приобретённые знания и умения
при выполнении задания;
-выполнять учебное
действие в соответствии с учебным заданием;
-представлять результат своей деятельности.
- подбирать пословицы к содержанию текста;
|
- Отгадай пословицу.
- Приём соотнесения содержания с прогнозом.
|
Личностные.
-интерес и творческое отношение к созданию правил дружеских отношений
Познавательные.
- определять главную мысль текста и обосновывать своё мнение;
-подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.
Регулятивные.
- принятие и сохранение учебной задачи,
Коммуникативные.
- адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания.
Предметные.
- восстанавливать пословицы, объясняя их смысл.
|
5 этап. Рефлексии учебной деятельности |
Цель этапа:
Научить:
-соотносить полученный результат с поставленной целью;
- оценивать результат своей деятельности;
- оценивать результат учебной деятельности. |
- Приём Светофор.
- Опрос – итог
Домашнее задание: чтение рассказа по ролям. |
Личностные умения:
— оценивать результат собственной деятельности.
Познавательные умения:
-определять языковые особенности произведения, передающие настроение, и обосновывать своё мнение;
Регулятивные умения:
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения:
— использовать речевые средства
для представления результата деятельности.
|