Урок общеметодологической направленности

Технологическая карта урока

Учебный  предмет:  литературное чтение
Класс:  2
Тема урока: Н.Носов «На горке» 
Тип урока:  общеметодологической направленности.
Цели урока:  познакомить учащихся с рассказом Н.Носова «На горке»; учить определять главную мысль рассказа и обосновывать своё мнение,  
развивать умение выразительного чтения,  воспитывать трудолюбие, уважение к чужому труду
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения,
объяснять лексическое значение некоторых слов, используя толковый словарь  русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой,
высказывать своё мнение,
рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним,
соотносить смысл пословиц и содержание текста.
Методическое обеспечение: учебник «Литературное чтение» 2 класс, авторы Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий.
Техническое обеспечение: портрет и выставка книг Н. Носова, карточки с разрезанными пословицами  (Дружба заботой да подмогой крепка), (Делу время, а потехе час),  карточки ос словами:  ленивый,  хитрый,  весёлый,  глупый, маленький,  терпеливый,  трудолюбивый, добрый, злой,  вредный,  честный, толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю Шведовой, песня на слова  М. Пляцковского «Настоящий друг»

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

                                                                                            1 этап. Мотивации.

Цель этапа:
-Мотивировать к изучению темы;
-актуализировать знания;
- работать с  понятием  
«дружба».

Беседа.
-Чтение стихотворения
Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть.
А закончились конфеты,
И друзей в помине нету.
За конфету каждый друг, так и рвёт её из рук.
Ну зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.
-Какой  раздел мы  изучаем?
-Вспомните, что же такое  «дружба»?
- Объясните толкование этого слова?

-Кого можно назвать настоящим другом?

Поверка домашнего задания

Высказывания  детей
-Раздел учебника «Мы — друзья»

 

 

 

 

Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии,  привязанности, на общих интересах  
  (толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)
- Кто не бросит в беде, кто придёт на помощь, окажется рядом в трудную минуту.

Выразительное чтение стихотворения М,Пляцковского «Настоящий друг»

Личностные.
-проявлять интерес к изучению темы
Коммуникативные:
- умение  слушать
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации
Познавательные:
- умение  строить речевое высказывание.
Регулятивные:
-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Предметные.
-выразительное чтение стихотворения

2 этап.      Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель этапа:    
Научить:
- желание читать художественные произведения о дружбе.
-  прогнозировать содержание произведения,
- работать с толковым словарём;

-Ребята, наступила зима.  Какие зимние игры вы любите?  
-  Вы любите играть  в одиночку или с друзьями?  Почему?
- Мальчик Котька, из рассказа Николая Носова «На горке», тоже любил кататься на коньках. Что с ним приключилось, мы узнаем, прочитав рассказ.

Учитель читает рассказ.

- Кто хочет поделиться своими впечатлениями?

- Назовите неизвестные слова или выражения в рассказе?

- Подумайте, если бы Н. Носов оставил рассказ без названия, как бы его можно было озаглавить?
- Придумайте в группе  свое название? Объясните свой выбор.

Беседа

 

 

 

 

 

Высказывания учащихся

 

Словарная работа
 (дворницкая – помещение дворника для хранения инструментов и материалов)
Чтение рассказа учащимися.
Ответы детей
Групповая работа          
Учащиеся вывешиваются на доску результаты работ, обосновывают свои ответы. 
 «Ленивый Котька», «Как Котька строил горку» «Трудолюбивые ребята»

Личностные.
-оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
-планировать и выполнять задания в соответствии с целью.
Коммуникативные умения:
- адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания.
- умение договариваться, приходить к общему решению.
Предметные умения:
-работать с содержанием текста рассказа

                                                                         3 этап.  Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа:
Стимулировать:
-эмоционально ценностное отношение к героям художественного произведения;
Научить:
-определять главную мысль произведения и обосновывать своё мнение
- описывать характер героя;
-формулировать правила дружеских отношений;

Работа над текстом рассказа.
- Назовите   героя рассказа.

 - Каким вы представляете себе Котьку?
(хитрый, глупый, трудолюбивый, честный, терпеливый, добрый)
Докажите отрывками из текста.

 

- Почему ребята рассердились на Котьку?

-Подберите интонацию и прочитайте по ролям диалог Котьки и ребят в эпизоде, когда ребята вернулись после обеда во двор.

-  Что посоветуете  сделать Котьке, чтобы подружиться с ребятами?

- Можно ли назвать Котьку настоящим другом? 

- Какое открытие сделал для себя мальчик?

 - Хотели бы вы, чтобы Котька был вашим другом?

- Какое чувство испытывает герой в конце
рассказа?
- Какова же главная мысль рассказа?

 

 

Котька Чижов

Учащиеся выбирают слова на доске для портрета Котьки:
ленивый,  хитрый,  весёлый,  глупый, маленький,   терпеливый,  трудолюбивый, добрый, злой,  вредный,  честный

 

Он отказывался помогать, а ребята целый день строили горку.  

Чтение учащихся отрывка по ролям.
Интонация у ребят  - возмущения
Интонация у Котьки – оправдания

 Извиниться перед ребятами, помогать в работе.

 Нельзя, он ленился.

 

Помогать другим  интересно и приятно

 Ответы ребят

 

Дружная работы может приносить  радость   
Помогая другим, ты испытываешь радость от своей работы.

Личностные.
-проявлять эмоционально - ценностное отношение к героям художественного произведения
Познавательные.  
- определять тему
текста и обосновывать своё мнение;
Регулятивные.  
- адекватно оценивать
результат выполнения
учебного задания.
Коммуникативные.
- адекватно взаимодействовать в паре  
при выполнении учебного задания.
Предметные.
- читать текст
осознанно,
выразительно и без ошибок;

Физкультминутка   

 - Мы с вами на прошлом уроке  познакомились со стихотворением М Пляцковского «Настоящий друг» Вспомним эту песню и кого можно назвать настоящим другом, а заодно и отдохнём.

Выполняют  танцевальные упражнения.

                        4 этап.   Этап включения изученного в систему знаний.

Цель этапа:  
Научить:
-ориентироваться в разных способах выполнения задания;
-использовать
приобретённые знания и умения
при выполнении задания;
-выполнять учебное
действие в соответствии  с учебным заданием;
-представлять результат
своей деятельности.
- подбирать пословицы к содержанию текста;

У вас на партах разрезанные пословицы.

 - Соберите пословицы.
-  Определите, какая пословица больше подходит к данному рассказу. Объясните.

 Дружба заботой да подмогой  крепка. 

 Делу время,  а потехе час.


- Так что же значит дружить?

-  Какое название   придуманное  ребятами более точно передает идею произведения?

Учащиеся собирают разрезанные пословицы

Работа в паре           

Забота – внимание.
Подмога – помощь.
Толковый словарь

Дружить  - это значит быть внимательным к людям и помогать им.

Учащиеся выбирают название и объясняют

 

 

Личностные.
-интерес и творческое отношение к созданию правил дружеских отношений
Познавательные.  
- определять   главную мысль текста и обосновывать своё мнение;
-подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.
Регулятивные.    
- принятие и сохранение учебной задачи,
Коммуникативные.
- адекватно взаимодействовать в паре   при выполнении учебного задания.
Предметные.
- восстанавливать пословицы,  объясняя их смысл

5 этап. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель этапа:
Научить:
-соотносить
полученный результат с поставленной целью;
- оценивать результат
своей деятельности;
- оценивать результат
учебной деятельности.

- Что обобщили на уроке?

- Кто помог вам прийти к этому выводу?

- Что-то вам захотелось узнать?

- Оцените свою работу на уроке.   

Д./З.  Чтение по ролям.

Дружить  - это значит быть внимательным к людям и помогать им. Получать радость от совместной  работы.

Автор.
Ребята и наши рассуждения.
Учитель.
Толковый словарь Ожегова.

Почитать книги Н.Носова

3 круга.
Красный – Я не справился с заданиями так, как хотел. Мне надо ещё поучиться.
Жёлтый -  Я справился с заданиями хорошо, но мне помогали.
Зелёный -  Я полностью справлялся с заданиями самостоятельно.

Личностные умения:
— оценивать результат собственной деятельности.
Познавательные умения:
-определять языковые особенности произведения, передающие настроение,   и обосновывать своё мнение;
Регулятивные умения:
— соотносить поставленную цель и полученный  результат деятельности.
Коммуникативные умения:
— использовать речевые средства
для представления результата деятельности.

Приемы, используемые на уроке.

Этап

Приёмы

УУД

                                                                                            1 этап.      Мотивации.

Цель этапа:
-Мотивировать к изучению темы;
-актуализировать знания;
-продолжить работать с  понятием   «дружба».

  • Побуждение
  • Прием   работы со словарём:

толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой

  •  Театрализация

Погружение в урок.
Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть.
А закончились конфеты,
И друзей в помине нету.
За конфету каждый друг, так и рвёт её из рук.
Ну зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.

Личностные.
-проявлять интерес к изучению темы
Коммуникативные:
- умение  слушать
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации
Познавательные:
- умение  строить речевое высказывание.
Регулятивные:
-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Предметные.
-выразительное чтение стихотворения

2 этап.  Актуализации и пробного учебного действия.

 
Цель этапа:   
Научить:
- желание читать художественные произведения о дружбе.
-  прогнозировать содержание произведения,
- работать с толковым словарём;
 

  • Прием эмоционального воздействия текста на читателя (образец чтения учителя).
  • Проблемная ситуация.
  • Прием   работы со словарём: толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой

Личностные.
-оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
-планировать и выполнять задания в соответствии с целью.
Коммуникативные умения:
- адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания.
- умение договариваться, приходить к общему решению.
Предметные умения:
-работать с содержанием текста рассказа

                                                3 этап. Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: 
Научить:
-ориентироваться в разных способах выполнения задания;
-использовать приобретённые знания и умения при выполнении задания;
-выполнять учебное действие в соответствии  с учебным заданием;
-представлять результат своей деятельности.
- подбирать пословицы к содержанию текста;

  • Прием поиска детали, через которую формулируются вопросы  для понимания идеи произведения. 
  • Осознанное выразительное чтение при размышлении над особенностями текста.

 

 

 

 

 

 

Личностные.
-проявлять эмоционально - ценностное
отношение к героям художественного произведения
Познавательные.  
- определять тему текста и обосновывать своё мнение;
Регулятивные.  
- адекватно оценивать результат выполнения
учебного задания.
Коммуникативные.
- адекватно взаимодействовать в паре и в группе
при выполнении учебного задания.
Предметные.
- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;

Физкультминутка

  • Приемы работы с несловесными средствами:  мимикой, движениями, жестами.

                        4 этап.    Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа:   
Научить:
-ориентироваться в разных способах выполнения задания;
-использовать
приобретённые знания и умения
при выполнении задания;
-выполнять учебное
действие в соответствии  с учебным заданием;
-представлять результат своей деятельности.
- подбирать пословицы к содержанию текста;

 

  • Отгадай пословицу.
  • Приём соотнесения содержания с прогнозом.

 

Личностные.
-интерес и творческое отношение к созданию правил дружеских отношений
Познавательные.  
- определять   главную мысль текста и обосновывать своё мнение;
-подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.
Регулятивные.    
- принятие и сохранение учебной задачи,
Коммуникативные.
- адекватно взаимодействовать в паре   при выполнении учебного задания.
Предметные.
- восстанавливать пословицы,  объясняя их смысл.

5 этап. Рефлексии учебной деятельности 

Цель этапа:
Научить:
-соотносить полученный результат с поставленной целью;
- оценивать результат своей деятельности;
- оценивать результат учебной деятельности.

  • Приём Светофор.
  • Опрос – итог

Домашнее задание: чтение рассказа по ролям.           

Личностные умения:
— оценивать результат собственной деятельности.
Познавательные умения:
-определять языковые особенности произведения, передающие настроение,   и обосновывать своё мнение;
Регулятивные умения:
— соотносить поставленную цель и полученный  результат деятельности.
Коммуникативные умения:
— использовать речевые средства
для представления результата деятельности.