Урок общеметодологической направленности

Мастер класс.
Творческая мастерская.

Тема: необычное в обычном: поэтические открытия (Хокку)

Цель урока:

Познакомить с поэтическим произведением «хокку», используя технологию поэтапного обучения художественному чтению текста в начальной школе.

Технология поэтапного обучения художественному чтению текста в начальной школе

Блок

Цели

Виды деятельности

Методы, педагогические приемы

1

Развитие выразительности речи.  Все элементы взаимодействуют, поддерживают друг  друга и работают на понимание идейно-эмоционального содержания произведения. 

Упражнения по формированию навыка художественного (изображающего действительность в образах) чтения

  • Приемы работа над правильным дыханием в процессе речи.
  • Метод подражания при озвучивании слов (особенно в 1-м классе).
  • Приемы работы со словесными средствами чтения: модуляция речи       (голосоведение), паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения.  
  • Приемы работы с несловесными средствами:  мимикой, движениями, жестами.

 


2

 Развитие творческого воображения. Обогащение, уточнение, активизация словаря. 

Работа над словом

  • Метод создания и использования образных моделей (словесное описание, графическое изображение). 
  • Приемы  работы со словарями: толковый словарь С.И. Ожегова, «Словарик синонимов и антонимов» М.Р.Львова.

 


3

 Развитие у школьника умения  понимать замысел автора, определять основную идею текста, умения составлять представление о писателе на основе его произведения   

Работа над текстом.

  • Прием эмоционального воздействия текста на читателя (образец чтения учителя).  
  • Прием поиска детали, через которую формулируются вопросы  для понимания идеи произведения.
  • Поиск средств художественной   выразительности в литературном произведении для постижения школьниками   художественного образа.
  • Осознанное выразительное чтение при размышлении над особенностями текста.

 

Оборудование:
толковый словарь С.И.Ожегова,  словарь синонимов и антонимов М.Львова, фломастеры, цветные карандаши, слова   (образ, деталь, словарь, мимика, жесты, движения, новая информация), раздаточный материал  хокку (на листах бумаги).

Ход урока.
1. Вступление.
На занятии в творческой мастерской мы познакомимся с хокку.  Маленькое поэтическое произведение из трех строк. Попробуем через деталь, открыть для себя  что-то новое, так как деталь – это жемчужина текста, в художественном произведении – это находка, открытие.

Давайте понаблюдаем, изменится ли ваше мироощущение при чтении хокку поэта 17 века Басё (чтение хокку учителем).
                  Вот причуда знатока!
                  На цветок без аромата
                  Опустился мотылёк.

  1. Я вас попрошу представить образ, который возник благодаря этому произведению: или словом опишите образ, либо при помощи вспомогательных средств, в вашем распоряжении цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки. В левой стороне листа в течение одной минуты изобразите возникший образ.
  2. Показ работ. Почему текст один, а ваши образы различны, не похожи друг на друга? (обоснование работ)
  3. Найдем деталь, через которую, попробуем разобраться, о каком цветке идет речь.      Почему цветок не имеет аромата?
    (яркий цвет, размеры, необычная форма, привлекает движение лепестков)
    Как вы понимаете слово «аромат»?
    Работа с толковым словарем С.И.Ожегова.

Аромат – душистый приятный запах, благоухание.

  1. Почему на цветок опустился именно мотылек? (лёгкий, воздушный, порхающий).

     Могла ли на цветок опуститься птица, гусеница? (да, если птица маленькая, а цветок большой, да если гусеница опустилась на паутинке)
Как вы понимаете слово «опустился»?

Опустился – прилетел, наклонился, переместился в более низкое положение.

Какое из этих синонимов подходит к нашему тексту? (прилетел, переместился в более низкое положение)

  1. Инсценировка: покажите цветок и мотылек, который опустился на него.   
    При помощи жестов, движений, мимики слушатели показывают цветок и мотылек.
  2. Так в чем же причуда знатока? (мотылька привлекла красота, а не аромат, он склонился перед ней; автор увидел необычное в обычном)

А что такое причуда?

Причуда – странный каприз, чудачество, неожиданное странное явление.

Знаток – обладающий большими знаниями, ценитель, специалист, эксперт, дока.

  1. Так какова же идея произведения? (Причуда знатока – это подарок бога.  Каждого человека бог одарил: кого-то улыбкой, кого-то выразительными глазами, кого-то добротой.)
  2. Если бы эти объекты могли бы превратиться в людей, как бы они выглядели? (прием идентификации в форме проекции), (ребенок и мать, учитель и ученики, мужчина и женщина)
  3. Выразительное чтение хокку. Выразите при помощи слова то, что вы чувствуете.

Итог:

  1. Ключевые слова этапов деятельности. Давайте обобщим нашу работу и найдем ключевые слова этапов деятельности. (на доску вывешиваются карточки со словами)

Заключение:

Мы часто слышим фразу: «Красота спасет мир». Я хочу поспорить. Красота разлита вокруг нас, мы бежим мимо и совсем ее не замечаем, а вот осознание красоты действительно может спасти мир. Мне хочется, чтобы в этой суете вы иногда остановились и полюбовались красотой. Эта красота даст вам столько энергии, что вы сможете преодолеть все невзгоды, которые встретятся на вашем пути.

Мастер класс завершен. Благодарю вас за работу.