Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Этап 1. МОТИВАЦИИ

Этап 1
МОТИВАЦИИ

Цель этапа

Приёмы

УУД

Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу")

2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо")

3)установить тематические рамки учебной деятельности ("могу").

 

Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении а самореализации,
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение передавать информацию интонацией,
- слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

"Побуждение"

Этап вызывания исходной мотивации.  На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся:
- актуализировать мотивы предыдущих достижений   ("мы хорошо поработали над предыдущей темой");
- вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы");
- усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях");
- усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

"Психологический тренинг"

Очень важна психологическая установка на урок: урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке,
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание моё растёт.
- Я как разведчик, всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Я работаю!

"Фантастическая добавка"

Учитель дополняет реальные события фантастикой Например, предлагается
представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница", и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика.

Например:  письмо от инопланетян с вопросом как сделать кислород

"Удивляй"

Учитель находит угол зрения, при котором даже обыденное становиться удивительным.
Например, учитель сообщает, что в Юго-Восточной Азии  растут необычные пальмы.  Листья достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.

"Привлекательная цель"

Перед учащимися ставиться простая и понятная цель, выполняя которую они выполняют учебные действия.
Пример: Научиться пользоваться микроскопом, при этом рассматриваются микропрепараты.

"Отсроченная отгадка"

Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие, например: "А на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут
у нас на огороде".
Загадка: месть короля Казимира – причина плесневые грибы. См. удивительные факты

"Проблемная ситуация"

 

"Театрализация"

Русский язык
(Обучение грамоте. Закрыли глаза, представьте, что вы оказались в цирке. Учитель в шляпке.)
Здравствуйте, друзья!
Я – конферансье.
Знают дети меня не все.
Я выступленья в цирке объявляю,
Артистов на арену приглашаю.
Но чтобы номер первый объявить
Должны вы контролёрам билетик предъявить.
Билетом вашим будут ваши знания.
Скажите, нам без напоминания
Что знаете о букве Ц?
***
Входит Незнайка в класс.
Дорогие ребятишки!
И я взял нынче в руки книжки.
Приглашаю я вас путешествовать,
Знания свои совершенствовать.
***
Я – весёлый Снеговик.
К зиме холодной я привык.
В Сочиняй-ке я живу
И со всеми там дружу.
Я каждый день смотрю вокруг:
“Не придёт ли новый друг?”
Сильный и умелый,
Да к тому же смелый!
Математика
Незнайка.
Хоть ты смейся,
Хоть ты плачь,
Не могу решить задач!
Может быть – плохой учебник?
Может быть таланта нет?
Но нашёл я способ верный -
Сразу посмотреть в ответ.
Занимайтесь на здоровье,
Если вам не жалко сил,
Ну, зачем читать условие?
Раз – умножил, два – сложил.
Я и вычел, разделил.
Ну, всё, как полагается,
Но только правильный ответ
Никак не получается.
Помогите мне, ребята,
Всё расставить по местам.
Научусь решать задачи –
Буду благодарен вам!
Чтение
Бабушка – сказительница.
Жили-были 
Старик и старуха...
Любишь ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка,
Тёплая,
Только, что из печи.
А что может быть
Правдивее хлеба?
Отрежешь ломоть -
И сразу тепло.
В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи,
Добро и зло.
Добрую сказку 
Помню с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты.
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.

Погружение в урок.

Математика
***
- Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд поражает нас своим сиянием. А вот желтоглазая Луна, которая манит к себе.
Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте. (Урок – путешествие на Луну)
***
- За окном весна. Солнце пригревает всё сильнее и сильнее. Тает много снега. Вода течёт большими и малыми ручьями в реки. Реки переполняются и выходят из берегов. Затопляют леса, луга, деревни. Это половодье. Трудно в эту пору лесным жителям. Об этой поре написал стихотворение великий русский поэт Н.А.Некрасов “Дед Мазай и зайцы”.
...Я раз за дровами 
В лодке поехал - их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет, -
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нём собралися гурьбой.
(Продолжается на уроке счёт зверей на основе содержания стихотворения)
***
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают 
В разноцветном уборе.
Кто из вас догадался о каком времени года говорится в стихотворении? Сегодня мы отправимся на прогулку в осенний лес.
(Материал урока подчинён одной теме: счету предметов в осеннем лесу)
***
Железные избушки
Держатся друг за дружку,
Одна, с трубой,
Тянет всех за собой. (Поезд)
Весь день на вокзале много народу. Одни приезжают, другие уезжают. Поезда привозят пассажиров и разные грузы. А ещё одни привозят почту для всех нас.
Рядом стоянка такси и автобусов. Они забирают или выгружают багаж и пассажиров.
(Счёт предметов на вокзале)
***
Не птица, а летит,
Не жук, а гудит. (Самолёт)
В аэропорту много самолётов. Одни стоят под крышей в ангаре, другие готовятся взлететь. Есть самолёты пассажирские, грузовые, военные.
Вот большой грузовой самолёт. Он уже взлетает. Он полетит далеко- далеко, через океан. (Счёт самолётов в аэропорту)
***
Далеко, далеко 
На лугу пасутся ко....
Далеко, далеко 
На лугу пасутся ко...
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко...
Как, одним словом можно назвать этих животных? Каких ещё домашних животных знаете?
(Решение задач про домашних животных в деревне)
***
Нет друга лучше, чем родная матушка.
Как мы должны помогать маме по дому? (Счет предметов, накрывая на стол, моем посуду, гладим свои вещи)
Чтение
***
С.А.Есенин “Черёмуха”
- Вспомните весну. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Воздух прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный приятный запах, запах цветущей черёмухи.
Будто девушка, выбежала на берег лесной реки черёмуха. Выбежала и загляделась в синие воды. Потрепал по плечу её ветер, и вот уже шумит над речной отмелью белый буран лепестков.
Как красива черёмуха в майскую пору цветов, радуг и гроз!
***
Ф.И.Тютчев “Зима недаром злится...”
- Свет и снег! Это примета марта. Небывалая дружба холода и тепла. По народной поговорке “ март и снегом сеет, и солнцем греет”. Ясен и лучист прозрачный воздух – примета весны, света. Солнечный луч – “золотой ключик тепла” - всюду заводит тихую музыку весны.
Рушится трон снежной королевы – зимы.
***
И.А.Бунин “Лес , точно терем расписной...”
- Отправимся в путешествие по осеннему лесу.
Берёзки последнее золото своё осыпают на ели и на уснувшие муравейники. Мы идём по лесной тропе, и осенний лес нам становится как море, а полянка в лесу – как остров.
На этом острове стоит тесно несколько ёлок, под ними мы сядем отдохнуть.
Окружающий мир
***
Тема: “Путешествие по карте полушарий”.
- Ребята, у нас сегодня необычный урок, урок - путешествие. А мы необычные путешественники, мы астронавты. Может кто - то знает, кто такие астронавты? (Люди, которые изучают космическое пространство) Итак, в путь. Одеваем космические ободочки.

(Звучит космическая музыка “Спейс” Д.Маруани “Волшебный полёт”)
***
Тема: “Явления природы”.
- Прослушайте запись (звучит муз. П.И.Чайковского “Октябрь”). Какое время года изобразил композитор?
- Какое сейчас время года? Как вы думаете, уда лось передать признаки осени П.И.Чайковскому? Как, докажите.
- Действительно, сейчас у нас гостит осень. Вы знаете, она и к нам заглядывала в класс и оставила для вас корзиночку осенних листьев. Но просила передать их только тем ребятам, которые будут хорошо работать на уроке.
Дети, осень оставила для вас сюрприз. Вот этот кроссворд (работа в группах).

1. “Белая кошка лезет в окошко”. (Рассвет)
2. “Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост - как синее стекло:
Скользко, весело, светло” (Лед)
3. “Без рук, без ног
А ворота отворяет”. (Ветер)
4. “Лежал, лежал да убежал”. (Снег)
5. “Не колючий светло - синий
По ветвям развешан ...”. (Иней)
Проверка. Назовите слово по горизонтали. (Явления)
- Что обозначает это слово? (Высказывания уч-ся)
- Явление (от слова) явь, то, что бывает в действительности.
- Какие же явления вы записали в кроссворд?
- Какая же тема сегодняшнего занятия? (Явления природы)
***
Тема: “Знакомство с лесом. Что такое лес?”
- Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне скажете сами.
- Назовите самые яркие изменения в природе.
Можно отправляться на прогулку. Но прежде угадайте имя таинственного жителя, с которым мы обязательно повстречаемся. Его имя мы будем узнавать так: я называю вопрос, вы ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени гостя. На доске карточки с буквами (как в “Поле чудес”).

Вопросы:
- Как могут называться рыхлый верхний слой зем ли, на котором растут или могут расти растения?
- Из чего состоит почва?
- Какие виды почв вы знаете?
- Основное свойство почвы?
- Что имеется в почве, необходимое для жизни растений?
- Что делают для защиты почвы от выдувания и смыва?
- Кто может сказать, как зовут таинственного гостя? (Лесовичок)
- А где он живет? (В лесу)
- Вот туда мы и совершим прогулку. Вспомним растения и животных леса, поговорим о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса. А в конце урока ответим на вопрос: “Что мы сажаем, сажая леса?”.
История
***
Тема: “В мастерской художника. Русская музыка”.
Вход учащихся в класс под “Вальс цветов” П.И.Чайковского.
Сегодня мы побываем в художественно-музыкальном салоне.
Чтобы приобрести билеты в салон, ответьте на мои вопросы.
- Что такое живопись?
- Какие жанры живописи знаете?
- С творчеством каких русских художников мы познакомились?

"Рифмованное начало уроков"

"Эпиграф к уроку"

Эпиграф к уроку. Пословицы, поговорки.
- Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О.Ключевский.
- Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н. Толстой.
- Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.
- Грамоте учится – всегда пригодиться.
- Красна птица пеньем, а человек – ученьем.
- Делу время, потехе час.
- Больше знай, меньше болтай.
- Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.
- Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.
- Умную речь хорошо и слушать.
- Ученье – свет, а неученье – тьма.
- Ученье лучше богатства          …………………………

"Оратор"

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Эмоциональный отклик

Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.
Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.
- Что вы уже знаете об этой теме?
- Подберите слова об этом или на эту тему….
- Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!
(Не правда ли, звучит как открытие!)

"Фантазёр"

На доске записана тема урока.
- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
…………………
- Вот видите, как важно…

"Индуктор"

Данный приём используется в технологии мастерских. Основан на ассоциациях. На конкретное слово учитель предлагает записать слова, словосочетания, фразы - смысловые ассоциации, возникающие при произнесении этого слова.

"Ассоциативный ряд"

Описание: К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:
•если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; •оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
Пример. Сентиментализм. Ассоциации: чувство, литературное направление,эмоции,природа.Выводится определение: сентиментализм - литературное направление, возводящее в культ чувство.