Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Этап 5. РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

Этап 5
РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

Цель этапа

Приёмы

УУД

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Для реализации этой цели учащиеся должны:

на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы,

при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.,

применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение,

зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения (позиции),
- использование речи для регуляции своего действия,
- построение монологического высказывания.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
Установление причинно-следственных связей.

"Мини – рассказ"

Составь мини рассказ, используя термины из списка, а так же словосочетания «так как», «потому что», «следовательно», «если - то», прочитать и рассказать в классе

"Упрости!"

Упростить предложения без потери смысла (текст учебника или научно-популярного журнала).

"Создай коллекцию"

Собрать, оформить, описать коллекцию

"Проблемный поиск"

Найти информацию по проблемному вопросу. Оформить в виде карточки или  списка с аннотированными ссылками.

"Пары сменного состава"

Алгоритм деятельности учащихся
Инструкция для ученика «Работа в парах сменного состава»
запишите в тетрадях дату и тему урока.
получите карточку с заданием, прочитайте ее, разберитесь в смысле и постарайтесь запомнить.
выберете себе партнера с карточкой другого цвета, не такого как у вас. Перескажите ему содержание вашей карточки.
выслушайте содержание карточки партнера.
задайте друг другу вопросы на понимание и уточнение 6содержания карточек с тем, чтобы лучше понять и запомнить материал.
обменяйтесь карточками. Обменивайтесь карточками до тех пор, пока не узнаете содержание всех цветов: ваша карточка должна вернуться к вам.
соберитесь в малые группы по цвету карточек. Изобразите графически (схематично, рисунком) содержание вашей карточки.
выйдите к доске и представьте работу малой группы (зарисуйте и прочитайте содержание вашей карточки).
запишите в своих тетрадях содержание всех карточек.
сдайте тетради на проверку (или взаимоконтроль).
Оцениваться деятельность ученика может по следующим параметрам:
-качество воспроизведения,
-содержания всех карточек,
-умение общаться в парах и в малой группе,
-умение организовать собственную познавательную деятельность.

"Послушать – сговориться – обсудить"

Приём интерактивного обучения. Данный приём способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. Автор - Е.Д. Розанова. Ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к теме урока. Затем ребята должны показать их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов отобрать необходимо 3 и огласить их классу.
Пример. На уроке иностранного языка при изучении темы "Времена года. Зима" ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к зиме и только к ней. Затем показать соседу по парте, из 6 слов отбираются 3 и предлагаются классу через 1,5 минуты. Работа с этим упражнением занимает около шести-семи минут. За это время каждое из слов «зимней» лексики повторяется вслух несколько раз, фактически затрагиваются вопросы словообразования, переносных значений слов. После того, как учитель напишет на доске все слова, предложенные парами, начинается отбор трёх слов среди них. При этом с каждым словом в ходе дискуссии составляется предложение, к тому же обычно нетривиальное («Мороз – это температура ниже нуля, она может встречаться не только зимой, но и летом в холодильнике»). В этом наборе встречаются почти все модельные грамматические конструкции. Таким образом, за несколько минут проделана работа, на которую при обычных подходах не хватит урока.

"Облака мыслей"

Учащиеся приводят первые пришедшие в голову признаки, не останавливаясь на них подробно. После того, как основные характеристики перечислены, они записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в соответствии с заданными показателями.
Пример. На уроке литературы ученикам, пишущим сочинение, рекомендуется записывать «облака мыслей» – всё, что приходит в голову в связи с темой, а потом может быть утрачено из-за неорганизованного характера этой информации. В некотором смысле такие «облака» могут служить планом сочинения.

"Ромб ассоциаций"

Описание: приём актуализации субъективного опыта. Применяется при анализе стихотворения, текста, эпизода на основе ассоциаций Посередине страницы чертится ромб, внутри которого записывается тема текста или эпизода. Слева – фразы, слова, словосочетания из текста, справа – чувства, образы, ассоциации, возникшие при чтении этих слов и пропущенные через призму темы.
Пример. Урок литературы. Этот прием удобно применять при подготовке к ЕГЭ заданию части С для выявления собственной позиции по проблеме.