ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет: русский язык
Тема урока: Разряды прилагательных по значению (качественные, относительные, притяжательные)
Тип урока: «Открытие» новых знаний
Цели урока:
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: открытие учащимися разрядов имён прилагательных по значению,
формировать умения определять разряд прилагательных,
развитие исследовательской и творческой деятельности учащихся, а также их коммуникативных способностей,
воспитание интереса и положительного отношения к языку
Ресурсы: интерактивная доска, маркер, вырезанные из бумаги ёлочки (по 3 на каждую группу учащихся), стикеры на каждую группу учащихся (не менее 20 штук) для украшения ёлочек, распечатанные таблицы для заполнения.
Этап урока, |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо: 2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо") 3)установить тематические рамки учебной деятельности ("могу")
|
Применяет приём «Театрализация» К просмотру предлагается фрагмент из пьесы Д. Фонвизина Или готовит инсценировку фрагмента в исполнении учащихся. Или показывает фрагмент из телеспектакля по пьесе Д. Фонвизина «Недоросль». Что высмеивает Фонвизин в этом отрывке пьесы? |
Смотрят инсценировку (фрагмент видео). Отвечают на вопрос учителя. |
Личностные: Коммуникативные: Познавательные: Регулятивные: |
||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
Применяет приём Художницу нашу Тема урока: Применяет приём 2 |
Отгадывают загадку
Описывают новогоднюю ёлочку в форме синквейна. |
|
||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. |
Использует приём
Расформировать прилагательные по вопросам, относящимся к определённому разряду прилагательных по значению. |
Знакомство со «Слепой таблицей».
Учащиеся пробуют распределить прилагательные из синквейнов в графы таблицы. |
Коммуникативные: Познавательные: |
||||||||||||||||||||||||||||
Этап 4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. |
Предложить сформулировать цель урока.
Способы различения разрядов прилагательных? |
Цель – узнать, на какие разряды по значению делятся все прилагательные. |
|
||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. |
«НАРЯДИ ЁЛКУ!» Слайд5
Слайд 6
Итог: слайд 7 Учитель предлагает нарядить ёлку теми прилагательными, которые среди всех шуточных словосочетаний годятся для украшения праздничной ёлки. |
Поделённый на 4 группы класс заполняет таблицу и параллельно наряжает бумажные ёлочки символическими ёлочными игрушками – стикерами с записанными на них примерами относительных прилагательных.
Поделённый на 4 группы класс заполняет таблицу и параллельно наряжает бумажные ёлочки символическими ёлочными игрушками – стикерами с записанными на них примерами качественных прилагательных.
Нахождение общего признака:
Итог: 4 наряженных ёлки по названием «Притяжательные прилагательные»
|
Личностные: Коммуникативные: Регулятивные: Познавательные: |
||||||||||||||||||||||||||||
Этап 6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
Этап проходит параллельно с предыдущим этапом урока реализацией проекта, когда учащиеся объясняют свой выбор при работе с разрядами прилагательных. |
Доказывают, что 4 ёлки наряжены в соответствии с названиями:
|
Личностные: Коммуникативные: Регулятивные: Познавательные: |
||||||||||||||||||||||||||||
Этап 7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
|
Приём «Третий лишний» Приём «Буквенный диктант» |
Выполнение упражнения «Третий лишний» с последующей проверкой в интерактивном режиме
По первым буквам (названия разрядов прилагательных) ответов получиться задуманное слов записать цепочку букв (К –качественное, О – относительное, П – притяжательное) |
Личностные: Регулятивные:
|
||||||||||||||||||||||||||||
Этап 8 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
|
Приём «Аукцион»
Сочинение-миниатюра «Новый год» с использованием прилагательных разных разрядов. |
«Выкупить» новогоднюю игрушку при условии подбора к ней всех трёх видов прилагательных, различных по разряду.
Сочинение-миниатюра «Новый год» с использованием прилагательных разных разрядов.
|
Регулятивные: Познавательные: |
||||||||||||||||||||||||||||
Этап 9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
Приём «Телеграмма» |
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). |
Личностные: Регулятивные: Познавательные:
|