Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Этап 8. ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет: русский язык
Тема урока: Разряды прилагательных по значению (качественные, относительные, притяжательные)
Тип урока: «Открытие» новых знаний
Цели урока:
Деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: открытие  учащимися разрядов имён прилагательных по значению,
формировать умения определять разряд прилагательных,
развитие исследовательской и творческой деятельности учащихся, а также их коммуникативных способностей,
воспитание интереса и положительного отношения к языку
Ресурсы: интерактивная доска, маркер, вырезанные из бумаги ёлочки (по 3 на каждую группу учащихся), стикеры на каждую группу учащихся (не менее 20 штук) для украшения ёлочек, распечатанные таблицы для заполнения.

Этап урока,
цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Этап  1
МОТИВАЦИИ

 

Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу")

2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо")

3)установить тематические рамки учебной деятельности ("могу")

 

Применяет приём «Театрализация»

К просмотру предлагается фрагмент из пьесы Д. Фонвизина
о Митрофанушке в исполнении учителя (театр одного актёра). («Дверь - это существительна или прилагательна?»)

Или готовит инсценировку фрагмента в исполнении учащихся.

Или показывает фрагмент из телеспектакля по пьесе Д. Фонвизина «Недоросль».

Что высмеивает Фонвизин в этом отрывке пьесы?
Приятно ли быть похожим на такого, как Митрофанушка, который не может отличить прилагательное от существительного?

Смотрят инсценировку (фрагмент видео).

Отвечают на вопрос учителя.
Делают вывод о необходимости дальнейшего  изучения имени прилагательного.

Личностные:
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (в случае инсценировки),
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в случае инсценировки).

Познавательные:
- умение  строить речевое высказывание.

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Этап  2
АКТУАЛИЗАЦИИ И  ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

Цель:  подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Применяет приём
«Загадка» (Слайд 2)

Художницу нашу
Знает весь свет.
Раскрасит художница
Всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие?
(имя прилагательное)

Тема урока: 

Применяет приём 2
Синквейн»

 

 

Отгадывают загадку

 

 

 

Описывают новогоднюю ёлочку в форме синквейна.
На какие разряды по значению можно разделить предложенные вами прилагательные (во 2-й строке)?
- варианты учащихся.

 

Этап  3
ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Использует приём
«Слепая таблица»


Из чего ёлка?

Какая ёлка по качеству?

Чья?

 

 

 

Расформировать прилагательные по вопросам, относящимся к  определённому разряду прилагательных по значению.

Знакомство со «Слепой таблицей».


Из чего ёлка?

Какая ёлка по качеству?

Чья?

 

 

 

Учащиеся пробуют распределить прилагательные из синквейнов в графы таблицы.

Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы.

Этап 4
ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Предложить сформулировать цель урока.
Слайд 4

 

Способы различения разрядов прилагательных?

Цель – узнать, на какие разряды по значению делятся все прилагательные.

 

Этап 5
РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

«НАРЯДИ ЁЛКУ!»

Слайд5
Относительные прилагательные
Заполнить таблицу
Словами для справок


Значение

Примеры

По месту

По времени (суток, года…)

По назначению

По числу

По действию

Материал, из которого сделан предмет

   
Бумажный (конверт)                  Поздравительная (открытка)
Лесная (избушка)                        Двойной (лист бумаги)
Зимний (лес)                                Заказное (письмо)

Слайд 6
Качественные прилагательные
Заполнить таблицу прилагательными, отвечающими заданному значению, пользуясь картинкой с изображением Деда Мороза.


Значение

Примеры

По цвету

 ……………                                       мех

По величине

 ……………                                      посох                             

По весу

  ……………                                     тулуп                           

По форме

  …………..                                     мешок

По внешнему виду

  ………….                                       наряд

По возрасту

  …………..                           Дедушка Мороз

Итог: слайд 7
Притяжательные прилагательные
Что общего у всех этих прилагательных, использованных в словосочетаниях:
Мамины бусы
Собачьи укусы
Лисий воротник
Волчий клык
Дедушкины усы
Братовы трусы
Папин носок
Сестрин платок
Тётины браслеты
Дядины конфеты
Птичье крыло
Конское седло?

Учитель предлагает нарядить ёлку теми прилагательными, которые среди всех шуточных словосочетаний годятся для украшения праздничной ёлки.
Итог: слайд 8

 

 

 

Поделённый на 4 группы класс заполняет таблицу и параллельно наряжает бумажные ёлочки символическими ёлочными игрушками – стикерами с записанными на них примерами относительных прилагательных.
Итог: 4 наряженные ёлки под названием «Относительные прилагательные»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделённый на 4 группы класс заполняет таблицу и параллельно наряжает бумажные ёлочки символическими ёлочными игрушками – стикерами с записанными на них примерами качественных прилагательных.
Итог: 4 наряженные ёлки под названием «Качественные прилагательные»

 

 

 

 

 

 

 

 

Нахождение общего признака:
Все эти прилагательные отвечают на вопрос чей?

 

 

 

 

 

 

Итог: 4 наряженных ёлки по названием «Притяжательные прилагательные»

 

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи,
- структурирование знания.

Этап 6
ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ 
С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.

Этап проходит параллельно с предыдущим этапом урока реализацией проекта, когда учащиеся объясняют свой выбор при работе с разрядами прилагательных.

Доказывают, что 4  ёлки наряжены в соответствии с названиями:

  1. Относительные прилагательные
  2. Качественные прилагательные
  3. Притяжательные прилагательные

Личностные:
- формирование мотивов достижения целей,
Формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- контроль действий партнёра,
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,
- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения,
- различение способа и результата действия.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- установление причинно-следственных связей,
- доказательство.

Этап 7
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

 

Приём «Третий лишний»
Слайд 11,12,13.14

Приём «Буквенный диктант»

Выполнение упражнения «Третий лишний» с последующей проверкой в интерактивном режиме

 

 

 

По первым буквам (названия разрядов прилагательных)  ответов получиться задуманное слов записать цепочку букв (К –качественное, О – относительное, П – притяжательное)

Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- учёт правил в контроле способа решения,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

 

Этап 8
ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

 

Приём «Аукцион»
Слады 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.

 
и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочинение-миниатюра «Новый год» с использованием прилагательных разных разрядов.

«Выкупить» новогоднюю игрушку при условии подбора к ней всех трёх видов прилагательных, различных по разряду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочинение-миниатюра «Новый год» с использованием прилагательных разных разрядов.

 

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.

Этап 9
РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

 

Приём «Телеграмма»

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).

Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме.