Ответственные за реализацию проекта:
Ткачева Ольга Ильинична, директор лицея № 410
Симонова Анастасия Валерьевна, заместитель директора по УВР 8-911-014-94-52
Соболева Оксана Дмитриевна, заместитель директора по АХЧ 8-911-123-70-26
Краткое описание:
Основная идея проекта «Школьная инженерная лаборатория «ИнЛаб» заключается в разработке программ и организации деятельности лабораторных студий, работа в которых способствует формированию инженерной культуры школьников и проектированию их будущей карьерной траектории.
Организация деятельности в школьной инженерной лаборатории «ИнЛаб» позволяет учащимся пройти путь от исследований и экспериментов до создания проектов и перспективных стартапов. В процессе творческой работы учащиеся не только проводят теоретико-экспериментальные прикладные исследования и создают проекты, но и получают первичные профессиональные навыки инженерных специальностей.
Цели проекта:
- создание условий для повышения качества образования по предметам технологического и естественно-научного профилей, составляющих основу формирования инженерной культуры учащихся;
- формирование общего представления об инженерии как сфере профессиональной деятельности, создание условий для становления научного и технологичного подхода к изучению закономерностей на основе математики, естественно-научных дисциплин и программирования, проектно-исследовательской деятельности, эмпирического опыта, конструирования и моделирования в различных областях научных знаний. Что станет фундаментом профильного, а далее профессионального образования;
- формирование инженерной культуры учащихся, соответствующей практическим задачам инновационного развития экономики страны при непосредственном участии представителей социальных партнеров – работодателей;
- создание инженерно-технологического кластера как организованной формы объединения усилий сетевых партнеров и образовательных организаций – участников Проекта.
Участники проекта:
Целевая аудитория проекта – учащиеся 1-11 классов.
Погружение в основы инженерно-технических специальностей, углубленное практико-ориентированное изучение предметов технологической направленности и естественно-научного цикла осуществляется системно, с учетом преемственности на всех уровнях образования.
Учащиеся начальной школы являются участниками активностей и просветительских мероприятий, организованных в школьной инженерной лаборатории. В качестве пропедевтики формирования инженерной культуры с ребятами проводятся занятия, адаптированные их возрасту, с целью расширения представлений о науке и инженерии, а также для формирования осознанного выбора дальнейшей образовательной траектории в лицее.
Учащиеся основной ступени образования имеют возможность получить основы исследовательской и практической деятельности в области инженерии различных предметных областей, что способствует достижению метапредметных образовательных результатов, формированию гибких навыков, повышению мотивации к обучению и формированию предпрофессиональных компетенций инженерно-технологической направленности.
Учащиеся старшей ступени обучения являются авторами, разработчиками и реализаторами проектов, стартапов, исследований и экспериментов в областях технического и естественно-научного профилей, что способствует повышению качества образования, формированию у школьников инженерной культуры и их личных жизненных стратегий, связанных с будущей профессией инженерной направленности.
В реализации проекта участвуют:
Управленческие кадры (9 сотрудников),
Преподаватели (98 сотрудников),
Родители (500 человек)
Механизм реализации проекта:
Управление Проектом осуществляет Координационный Совет в сотрудничестве с сетевыми партнерами. Координационный Совет является органом государственно-общественного управления, созданным в лицее в целях координации действий и контроля результатов за ходом реализации инновационной деятельности. В непосредственной реализации запланированных мероприятий Проекта участвуют административные и все педагогические работники лицея, учащиеся и их родители (законные представители), партнеры Проекта, а также представители организаций – участников Проекта. Особо важную роль в реализации Проекта играют учителя, непосредственно организующие работу лабораторных студий: учителя физики, математики, информатики, технологии, химии, биологии, педагоги дополнительного образования, а также педагоги-организаторы и тьютор. Оценка промежуточных и итоговых результатов реализации Проекта осуществляется Службой мониторинга и маркетинга лицея.
Реализация Проекта потребует разработки нормативно-правовых регламентов. Это предполагает проведение следующих мероприятий:
- Корректировка программно-планирующей документации (Программа развития, образовательная программа, учебный план, рабочие программы по урочной и внеурочной деятельности), разработка организационно-правовых и распорядительных документов, регламентирующих реализацию Проекта (положения, договоры, приказы, распоряжения, штатное расписание и т.д., включая регламенты по работе с кадрами).
- Введение в штатное расписание должности тьютора, в обязанности которого будет входить психолого-педагогическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Работа Проекта обеспечивается сетевой формой реализации образовательной программы лицея № 410, который выступает базовой образовательной организацией – лидером сетевого сообщества, в которое входят образовательные организации высшего и среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и предприятия промышленного сектора экономики:
— Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
— Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
— РГПУ им А.И. Герцена (осуществляется психолого-педагогическое сопровождение проекта)
— Санкт-Петербургский «Колледж электроники и приборостроения»,
— Санкт-Петербургский «Колледж информационных технологий»,
— Автономная некоммерческая просветительская организация в области естествознания и высоких технологий «Школьная лига»,
— Академия цифровых технологий,
— Центр детско-юношеского технического творчества и информационных технологий Пушкинского района,
— Акционерное общество «Север Минералс».
Также при реализации Проекта предполагается сотрудничество с образовательными учреждениями Санкт-Петербурга в качестве непосредственных участников:
— гимназии №406 Пушкинского района, №446 Колпинского района; №631 Приморского района
— лицей № 144 Калининского района;
— ГБОУ ИТШ №777 Приморского района
— СОШ №№ 619, 604, 500, 511, 403;
— детский сад № 10 Пушкинского района СПб.
Направления обучения, которые реализует Лицей № 410 в рамках проекта:
Инженерный класс
Содержание проекта способствует интеграции основного и дополнительного образования учащихся посредством организации деятельности лабораторных студий инженерной направленности. Школьная инженерная лаборатория реализует свою деятельность через следующие лабораторные студии:
- Лабораторная студия моделирования и прототипирования (создание прототипа объекта и программного обеспечения для концептуального представления о будущем продукте, посредством интеграции технологии, программирования, графического дизайна);
- Лабораторная студия программной инженерии (проектирование, разработка, тестирование и оценка программного обеспечения с использованием инженерных методов управления изменениями и улучшением процесса жизненного цикла программного обеспечения на основе изучения математики, информатики, компьютерных наук и инженерных подходов разработки программного обеспечения);
- Лабораторная студия биоинженерии (практико-ориентированные эксперименты и исследования на стыке биологии, химии, физики, генной инженерии и компьютерных технологий);
- Лабораторная студия робототехники (получение базовых навыков в области робототехники на стыке перспективных предметных областей: механики, электроники, автоматики, конструирования, программирования и технического дизайна);
- Лабораторная студия химической инженерии (исследования и проектная деятельность на стыке химии, физики, математики, фармацевтики и биологии);
- Лабораторная студия инженерной физики (поиск способов применения, проектирования и разработки новых технических решений в области физики, электротехники, материаловедения, голографии и астрономии на основе компьютерных методов вычисления);
- Лабораторная студия медиатехнологий (проектирование, установка и использование медиапродуктов в области печати, аудиовизуальных, мультимедийных и интерактивных медиатехнологий).
Лабораторная студия – это особый вид организации деятельности, включающий в себя не только работу в рамках строго заданной научной перспективы, но и допускающий творческое осмысление проблемы. Наука как искусство – ведущее понимание работы лабораторной студии.
Основные мероприятия проекта:
Мероприятие |
Целевая аудитория |
Количество участников |
Аннотация |
Материалы |
День наук и технологий |
Учащиеся лицея, учителя, родители |
1204 |
Все уроки и перемены были посвящены теме воды. В течение дня ребята отмечали в красочных буклетах, что интересного они узнали о воде. |
|
Форсайт-сессия «Инженерно-технологический консорциум — школа «Профессионалов» |
Администрация лицея, педагогический коллектив лицея |
73 |
26.11.2023 В рамках финала чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» в Санкт-Петербурге в КВЦ «Экспофорум» 26 ноября прошла форсайт-сессия «Инженерно-технологический консорциум — школа «Профессионалов». |
|
Открытая студия «Разговор с директором» |
Учащиеся лицея и школ-партнеров, учителя, родители |
>1200 |
В медиастудии проходит онлайн трансляция встречи директора с родительской общественностью Тема разговора — «Доверие в воспитании: стимулы и барьеры». |
Материалы |
День открытых дверей |
Родители и законные представители учащихся |
>500 |
2 декабря лицей пригласил родителей посетить открытые уроки, мастер-классы для родителей в новых локациях, праздничный концерт, подготовленный силами нашей воспитательной службы |
|
Посещение Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе
|
Учащиеся и педагоги лицея |
15 |
В рамках реализации плана мероприятий Малой академии наук наши лицеисты посещают различные университеты города. В этот раз ребята познакомились с устройством токамака, принципом его работы, узнали об исследованиях, проводящихся в Физико-техническом институте им. А.Ф. Иоффе. |
|
Встреча со специалистом Военно-морской академии |
Учащиеся 11-х классов |
35 |
Профориентационное занятие для учеников 11-х классов |
Материалы |
Встреча с В.И. Аликовым. капитан 1 ранга атомного подводного флота России, командир основного экипажа атомной многоцелевой подводной лодкой К-244 |
Для учащихся 7-8 классов |
156 |
Лицеисты узнали об особенностях конструирования подводной лодки и условиях службы на подводном флоте, а также задали вопросы о заграничных миссиях Владимира Ивановича. |
Материалы |
Открытая научно-популярная лекция для старшеклассников и учителей. |
Учащиеся 10-11 классов |
54 |
Учащиеся старших классов ГБОУ лицея 410 являются участниками проекта РГПУ им. Герцена «Современные достижения науки и техники «. Далее нас ждут не менее увлекательные лекции, экскурсии и научная работа. |
Материалы |
Встреча старшеклассников с курсантами и преподавателями Военно-морского инженерного института |
9-е классы |
21 |
25 октября в рамках профориентации в лицее состоялись встречи старшеклассников с курсантами и преподавателями Военно-морского инженерного института (г. Пушкин). |
Материалы |
Учащиеся 9-10 классов лицея №410 на основании плана профориентационной работы в рамках реализации профминимума посетили Санкт-Петербургский Государственный Аграрный Университет |
9-10 классы |
47 |
Доцент кафедры «Автомобили, тракторы и технический сервис» Федорищев Алексей Александрович познакомил ребят с направлениями подготовки: |
Материалы |
Урок цифры |
Учащиеся 7-х классов |
137 |
28 сентября для учащихся 7х классов был проведён » Урок цифры». Это всероссийский образовательный проект для школьников в сфере информационных технологий. Ребята узнали много нового и интересного об искусственном интеллекте, нейросетях и суперкомпьютерах и их применении в различных отраслях. Полученные знания закрепили при помощи специального тренажера. |
Материалы |
Участие в проекте «Медиакласс» |
Учащиеся лабораторной студии «Медиа» |
5 |
С 14-го по 17-ое сентября команда лицейской студии журналистики «Медиа» приняла участие в образовательном проекте «Медиакласс», организованным Академией талантов Санкт-Петербурга. В рамках выездной сессии ребята узнали много нового о работе в медиа-сфере и профессии тележурналиста. |
Материалы |
Мастер-классы от образовательного центра Maximum Education |
Для учащихся 7 и 9 классов |
68 |
15 сентября в рамках ранней профориентации обучающихся в лицее 410 прошли мастер классы, которые провела |
Материалы |
Информация о закупленном оборудовании на средства гранта и использовании оборудования в рамках реализации проекта
Поставленное оборудование:
Комплекты лабораторной мебели: лабораторные столы, столы для микроскопирования. Стационарные системы хранения, стол для соревнований по робототехнике, стеллажи для хранения, столы-мойки, островные столы, , торцевые столы, щкаф вытяжной, шкафы для хранения документов, приборов, реактивов, одежды, шкафы общелабораторные, стулья, кресла.
Комплект оборудования в составе: учебный фрезерный станок с ЧПУ + рабочее место учащихся (станция рабочая)
Закрытый лазерный станок с ЧПУ
Большие наборы для изучения основ электротехники и программирования
Комплекты LEGO Education «Основы робототехники» (Базовый набор EV3) или эквивалент
Поле для соревнования
Зарядное устройство (Блок питания)
Шлемы виртуальной реальности
Экшн-камеры
Наборы Arduino Starter Kit UNO R3 с модулем реле (расширенный) и 21 уроком
Комплекты «Юный Нейромоделист»
Цифровая лаборатория по физике
Дополнительные сенсоры
Учебно-демонстрационный комплекс человеко-машинного взаимодействия
Ресурсные наборы для соревнования «Нейросумо»
Цифровая лаборатория по химии
Медиалаборатория
Интерактивный мобильный комплекс для лаборатории виртуальной реальности
Комплект звукового оборудования
Договоры и информация о партнерах:
Предмет договора
Взаимодействие Сторон направлено на совместное осуществление деятельности по развитию системы образования и повышению качества образования, внедрение в систему образования современных инновационных технологий, осуществление непрерывной подготовки педагогических кадров. Взаимодействие сторон позволяет внедрить в образовательную систему инновационные технологии и создает условия для формирования системы непрерывного образования, основанной на преемственности и взаимосвязанности всех звеньев, учитывающих интересы учащихся, родителей, преподавателей и всего общества в качественной допрофессиональной подготовке в профильном обучении. Проводится работа с целью ранней профессиональной ориентации учащихся лицея. Успешное сотрудничество сторон с целью развития «мягких» навыков у учащихся лицея и школ – участников Проекта.
Договоры о сетевой форме реализации образовательных программ
Освещение проекта в сети Интернет и СМИ:
Дополнительно
Студия медиа https://vk.com/sch410?w=wall-205421734_543 15 ноября Академия Минпросвещения России совместно с Научно-методическим центром Томского государственного педагогического университета организовала проведение вебинара на тему «Научно-методические стратегии обобщения и презентации опыта профессиональной деятельности учителя».
Конкурс для учителей Простые решения на базе лицея https://vk.com/sch410?w=wall-205421734_522
27 и 28 сентября представители администрации лицея во главе с директором Ольгой Ильиничной Ткачевой приняли участие в стратегической сессии всероссийского проекта «Вектор качества образования» в городе Сочи.
Обсуждаемая тема — «Карьерный навигатор школьников».
Участниками сессии стали инновационные школы из Ленинградской области, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Ростова-на-Дону, Владивостока, Оренбургской области и других регионов нашей страны. На данном мероприятии наш лицей представлял проект «Инноватикум». https://vk.com/sch410?w=wall-205421734_455